1941-1945 годы на ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона

В соответствии с директивой Государственного комитета обороны от 16 июля 1941 г. о строительстве Можайского оборонительного рубежа 2 августа 1941 г. принимается дополнительное решение о формировании «полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передачи». Электрозаграждения представляли собой три ряда колючей проволоки, один из которых был под напряжением. Подземные трансформаторные подстанции питались от высоковольтной сети «Мосэнерго» и передавали ток на оголенные провода. Пояс электрозаграждений стал частью энергетической системы Москвы. Протяженность линий электрозащиты составляла 230 км. Авторами оригинального и эффективного средства борьбы с врагом, включая его эксплуатацию в условиях боевых действий, были 150 квалифицированных специалистов «Мосэнерго».

Заметный вклад в укрепление оборонного потенциала внесли ученые и инженеры «Мосэнерго», разработавшие и создавшие передвижные электростанции. Запуск электропоездов занимал от двух до четырех недель. Генерируемая энергия использовалась на стартовых этапах восстановления шахт, заводов, других промышленных объектов. В качестве парогенераторов использовались паровозы. Турбоагрегат и конденсатор устанавливались на отдельных платформах, распределительное устройство и щит управления размещались в крытых вагонах.

Первый энергопоезд, собранный на ТЭЦ-12, 15 февраля 1943 г. был отправлен в Сталинград. Всего на теплоэлектроцентрали было изготовлено четыре передвижных электростанции. Кроме ТЭЦ-12 в монтаже новых генераций участвовали ТЭЦ-9 и ТЭЦ-11. За период 1943–1944 гг. в «Мосэнерго» создали семь энергопоездов суммарной мощностью 6525 кВт. Общая выработка электроэнергии ими составила 15,5 млн кВт-ч.

Стремительное расширение производственной базы требовало от «Мосэнерго» роста численности кадров. Этому способствовало и развитие направления, которое можно назвать как «сбережение и укрепление энергетической среды». Одним из удивительных аспектов энергетики военных лет было единство напряженного вытягивания тяжелейшей ситуации и одновременно творческого начала в деятельности отрасли. Именно союз двух направлений обеспечил реанимационный рывок, позволивший поднять энергетическое хозяйство до предвоенного уровня.

Быстрое восстановление отрасли характеризовалось большим числом новаций в области основного оборудования. В сфере турбостроения перешли к замене зубчатой передачи на гидродинамическую, более надежную и не требующую дефицитной бронзы. При создании паровых котлов изготовители сосредоточили усилия на разработке и реализации нового, так называемого ступенчатого, способа сепарирования пара, ставшего главным в парогенераторостроении.

Одним из значимых событий в истории энергетики военных лет стало применение сварки при восстановлении барабанов котлов. Были разработаны и реализованы оригинальные решения по использованию мощных домкратов при ремонте многотонных парогенераторов. Опасения насчет возможных крупных аварий не оправдались, и успех новой монтажной методики значительно ускорил восстановительные работы.

Уровень сенсационной строительной практики обрел впервые примененный в военные годы метод ремонта линий электропередачи под напряжением без отключения потребителей. Тогда же была разработана система повторного включения линий при их выключении от незначительных повреждений: удара молнии, сильного ветра, короткого замыкания и т. д. Автоматическое включение осуществлялось с помощью автомата повторного включения (АПВ), разработанного Центральной научно-исследовательской электротехнической лабораторией (ЦНИЭЛ).

Конкретные новшества рождались параллельно с созданием более широких отраслевых методик восстановления. Наибольший резонанс получил так называемый «блочный метод теплоэнергетического монтажа». Ускорение темпов работ обеспечивалось рядом мероприятий, одно из которых заключалось в проведении монтажа оборудования по мере частичной готовности строительных сооружений и первоочередной укладки фундаментов под оборудование при проведении строительных работ. Кроме того, стал практиковаться переход на монтаж оборудования укрупненными блоками. По ранее действовавшей технологии монтаж производился на месте установки агрегатов подетально. При новой схеме монтажных работ на специально организованных сборочных площадках производилось предварительное укрупнение частей оборудования до веса, соответствовавшего грузоподъемности монтажных механизмов.

Наибольший эффект был получен на теплоэлектростанциях, где монтировалось крупное оборудование с большим количеством деталей. Например, на пилотном первенце – Челябинской ТЭЦ – срок монтажа котлов сократился со 190 до 65–75, турбин – с 40–90 до 25–40 календарных дней.

За организацию наиболее рациональных методов работ по возведению электростанций Урала группа ведущих инженеров-монтажников во главе с Ф.В. Сапожниковым в 1943 г. была удостоена Сталинской премии.

С целью ускорения проектирования ведущие организации – Теплоэлектропроект и Гидроэнергопроект – организовали на всех крупных стройках комплексные бригады, которые осуществляли проектирование параллельно с ходом строительно-монтажных работ. Для сокращения объема работ отказались от трех стадий проекта (проектное задание – технический проект – рабочие чертежи) и перешли на двухстадийную схему (расширенное проектное задание – рабочие чертежи). На подготовку расширенного проектного задания при новой организации работ затрачивалось 25–30 дней вместо 6–8 месяцев. На разработку рабочих чертежей уходило в 2–3 раза меньше времени.

Организационный, инженерно-технологический и физический рывок советских энергетиков был тщательно структурирован и разделен на два этапа. На первом из них стояла самая неотложная задача – дать электрическую энергию городам, поселкам, уцелевшим предприятиям. В этом контексте руководство наркомата приняло решение о восстановлении тех объектов, которые подверглись минимальным разрушениям. В основу было положено два главных методологических принципа. Первый: при монтаже основных, то есть наименее поврежденных агрегатов, использовать части любых других машин, которые также подлежали восстановлению, но позже. Это решение носило двойственный характер: с одной стороны, ускоряло ввод оборудования, но с другой, увеличивало продолжительность работ на втором этапе. С целью предотвращения в будущем замедления темпов ввода в строй технических средств проводились их инвентаризация и составление графиков изготовления недостающих частей. Метод временного замещения фрагментов оборудования стал главенствующим для всех составляющих энергетики: паровых турбин, генераторов, барабанов котлов, измерительной и релейной аппаратуры, оборудования ЛЭП и понизительных подстанций и т.д.

Второй этап восстановительных работ отличался от первого методами и направлениями. Его главными принципами были:

  1. Здания, сооружения, электростанции, подстанции намечалось восстанавливать в прежнем виде с максимальным сохранением сооружений и одновременным обеспечением их строительной прочности и надежности.
  2. При максимальном использовании сохранившегося оборудования или его частей проводились его реконструкция и модернизация с повышением экономических и эксплуатационных показателей.
  3. Схемы устройств энергетического хозяйства (тепловые, электрические, путевые, водные) заменялись на более простые и надежные.
  4. Ставилась задача увеличения мощности восстанавливаемых объектов (электростанций и подстанций) и пропускной способности линий электропередачи.

Главной задачей отрасли в целом на втором этапе ее восстановления было возрождение энергетики Советского Союза на обновленной и технически совершенной основе.

Благодаря самоотверженному труду советских энергетиков – эксплуатационников, строителей, ремонтников, проектировщиков, монтажников, наладчиков – установленная мощность электростанций СССР в 1945 г. практически достигла довоенного уровня и составила 11124 тыс. кВт. Выработка электроэнергии в 1945 г. всеми электростанциями страны составила 43,25 млрд кВт-ч, что лишь на 5 млрд кВт-ч меньше, чем в 1940 г. Огромный вклад в общее дело Победы внесло «Мосэнерго». К маю 1945 г. мощность системы составила 1135 МВт; протяженность электросетей достигла 5217 км.

Руководство страны высоко оценило вклад отрасли в Победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 г. более 3 тыс. работников электростанций, электросетей, строительств, заводов, НИИ и КБ, а также одиннадцать лучших станций были удостоены высоких правительственных наград.

Достойное место в почетном ряду заняли коллективы «Мосэнерго». За проявленный героизм коллективы ГРЭС им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-9, Каширской ГРЭС-4 и Шатурской ГРЭС-5 были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ГРЭС-4 и ГРЭС-5 на вечное хранение переданы почетные знамена ГКО. 6 мая 1985 г. управление «Мосэнерго» «за обеспечение бесперебойного энергоснабжения населения, оборонной промышленности и военных объектов г. Москвы в 1941–1945 гг.» награждено орденом Отечественной Войны I степени.

Огромный вклад в стремительное восстановление отрасли и Победу в целом сыграли талант и профессионализм руководителей всех рангов. В масштабах Москвы и столичного округа это, прежде всего, И.М. Клочков и М.Я. Уфаев, в высшем государственном масштабе – представители знаменитых школ ГОЭЛРО и индустриализации, управленческий опыт которых венчает крупнейший энергетик XX в. Дмитрий Георгиевич Жимерин.

Закончить очерк хотелось бы щемящей и исполненной светлого гуманизма сделанной в ноябре 1943 г. фотографией восстановленного детского сада ТЭЦ-11 Мосэнерго.

В.Л. Гвоздецкий, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН